Сфера жилищных и коммунальных услуг (ЖКХ) касается каждого человека, поэтому она нуждается в надзоре и контроле со стороны государства. Государственные и муниципальные органы следят за выполнением законов и подзаконных актов, и именно в них следует обращаться, если вы понимаете, что ваш дом обслуживают некачественно (или тарифы на коммунальные услуги оказались завышенными).
В России существует трехступенчатая система контроля за работой организаций, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги.
Первая ступень
Первая ступень управления — общественные и различные некоммерческие организации. Самым близким вам объединением собственников является совет вашего дома. Именно туда вам необходимо обращаться в первую очередь с жалобами и предложениями.
Кроме того, существуют организации, защищающие права потребителей и осуществляющие общественный контроль. Их задача – разъяснять положения действующего законодательства, выявлять нарушения, давать советы, содействовать в подготовке заявлений в другие организации, обладающие административными полномочиями.
Вторая ступень
Вторая ступень управления – муниципальные службы контроля. Осуществляют муниципальный контроль районные и городские администрации.
По умолчанию муниципальный жилищный контроль осуществляется в тех многоквартирных домах, где имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Однако в некоторых регионах органам местного самоуправления делегированы отдельные функции Государственной жилищной инспекции, более главного органа контроля (см. третью ступень). В этом случае муниципальный жилищный контроль выполняет надзорные функции по всем переданным полномочиям в отношении всего жилищного фонда.
Кроме контроля за деятельностью управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, а также рассмотрения жалоб жильцов, Администрация занимается межеванием земельных участков около домов, выдачей разрешений о переводе жилого помещения в нежилое, согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений, заключением и изменением договоров социального найма, выдачей разрешений на вырубку зеленых насаждений и пр.
Для более подробного ознакомления с функциями Администрации вам необходимо посетить ее сайт.
Третья ступень
Третья ступень управления сферой ЖКХ — это государственный жилищный надзор и лицензионный контроль.
Государственный жилищный надзор – это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства к предоставлению жилищных и коммунальных услуг (ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
Лицензионный контроль – это контроль за соответствием деятельности управляющих организаций лицензионным требованиям.
С 1 мая 2015 года все управляющие организации обязаны иметь лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
Осуществляет лицензионный контроль и жилищный надзор государственная жилищная инспекция. Именно эта организация:
- занимается контролем за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- осуществляет контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, водоотведение и другие) установленным требованиям законодательства;
- осуществляет контроль за проведением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
- осуществляет контроль за соблюдением порядка перевода жилых помещений в нежилые, требований к перепланировке и переустройству помещений в многоквартирном доме и пр.
Перед написанием обращений необходимо ознакомиться с процедурой подачи обращений – в какой форме надо их подавать, на чье имя, сколько дней ждать ответа и пр. На сегодняшний день обращения принимаются либо в письменной форме либо через Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства.
Координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля осуществляет главный государственный жилищный инспектор РФ.
Тарифы на коммунальные услуги регулируются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ – региональной энергетической комиссией.
Чем эта организация полезна совету МКД? В нее можно обращаться по вопросам тарифов, за пояснением структуры тарифа и пр.
Если, к примеру, вы обнаружили расхождение между тарифами на конкретный вид ресурса (например, на холодную воду) в вашем регионе и тарифами, проставленными за этот вид ресурса в вашей квитанции, вы можете обратиться в эту организацию за разъяснениями.